Глава 5. Протолче и Хортицкие плавни

Одно из удивительных мест на острове Хортице - Хортицкие плавни. Находятся они в южной части острова. От главной автомобильной магистрали через Хортицу плавни удалены на 8 километров. Добираться можно разными путями. Если выбрать пеший способ, то есть три варианта:

Остров Хортица. Хортицкие плавни- По восточному берегу острова до острова Разстебин, а дальше подняться вглубь острова до асфальтированной дороги и двигаться в южном направлении.
- По асфальтированной дороге из центра Хортицы (остановка транспорта "ЦИМЕЖ") в южном направлении. (Это единственный путь для путешественников-автомобилистов).
- По западному берегу Хортицы тропинками аж до базы отдыха ЗГУ.

Остров Хортица. Указатель Конный театрВ первых двух случаях по пути встретятся Скифский стан - место захоронения скифских воинов - самая высшая точка острова. Одним километром южнее расположен Конный клуб. Дорога в этом месте поворачивает направо. Двигаясь по ней встречаем Конный театр, который стоит обязательно посетить во время проведения спектакля. Но сегодня в наши планы не входят ни посещение Скифского стана, ни посещение конного театра. Мы идем в плавни.

Хортицкие плавни с некоторых пор являются зоной строжайшей заповедности. Здесь не разрешается останавливаться на отдых, заплывать на средствах водного транспорта, шуметь, собирать травы, грибы, разводить огонь и пр.

Хортицкие плавни - это дикий уголок природы, где царят птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. Что касается последних, то мы очень скоро в этом убедились на себе. Местные заповедные оводы возникли вокруг наших голов и тел сразу же, как только мы вошли в эту зону, и уже не оставляли нас до самого нашего выхода из плавней.

Оставив позади конный театр, мы двигаемся дальше по дороге в направлении базы отдыха ЗГУ, расположенной на западном берегу Хортицы. Поворачиваем в первый поворот налево по грунтовой дороге, и через 1-1,5 км. попадаем в Протолче.

На входе в заповедную зону читаем табличку:
Поселение ПротолчеX-XIV ст. Один из прототипов Запорожской СечиОткрыто: А. В. Бодянским Исследовано: (частично) А. В. Бодянским, Т. К. Шевченко, В. И. Шевченко, А. Л. Сокульским в период 1976 - 1980 г. г.
Упоминается в летописи "Повесть временных лет" в связи с расположением здесь в 1103 году войска Великого Князя Святослава Изяславовича: "И пошли на конях и в лодиях,И пришли ниже порогов, И стали в Протолчем, на Хортичем острове..."
 (См. Историческую справку о поселении Протолче)

Самым важным ориентиром этого исторического места являются источники чистейшей питьевой воды. Здесь имеются две оборудованные скважины.

Остров Хортица. Протолче. Скважина питьевой воды № 2

Вход в заповедную зону оформлен в старинном украинском стиле. Здесь так же сооружены памятники истории (реконструкция), характерные для острова Хортицы в различные исторические периоды.

Остров Хортица. Протолче. Памятник древним жителям Протолче

Остров Хортица. Протолче. Колодец Остров Хортица. Протолче. Деревянная фигура воина

Остров Хортица. Протолче. Беседка  Остров Хортица. Протолче. Крест на казацкой могиле, Вежа

Остров Хортица. Протолче. В память о князе Олеге Остров Хортица. Протолче. Жернова

Остров Хортица. Протолче. Кромлех (реконструкция) Остров Хортица. Протолче. Деревянная женская фигура

Но главной особенностью этого места, привлекающей тысячи туристов, является природа. Это красивейших озерный край, который поражает своим великолепием, и находится от входа сразу же через несколько десятков метров.

Остров Хортица. Протолче. Озеро ОсокоровоеМы входим на узкую естественную дамбу, которая уходит вглубь острова. По правую сторону открывается озеро Осокоровое. Слева - озеро Головковское. Глядя на эту красоту, невозможно не схватиться за фотоаппарат и кинокамеру. Начинаем съемку. Но тут нас настигают те самые драконы - оводы, которые, как я уже упомянул, преследовали нас на всем пути. Как только рука с кинокамерой или фотоаппаратом оказывалась вверху на уровне головы, на нее, как на плацдарм, высаживались эти хищники по 2-3 шт. одновременно.Остров Хортица. Протолче. Озеро Головковское Долго удерживать кино- и фото-технику было невозможно. Так что делюсь опытом, и рекомендую для съемки запастись перчатками.

Осмотрев все достопримечательности Протолчего, возвращаемся назад на дорогу, и следуем дальше в направлении базы отдыха ЗГУ. Там по пути в левую сторону в плавни уходят пешеходные тропинки. Сворачиваем на одну из них.

Сразу же попадаем в плавневый лес и через некоторое время выходим к озеру. Называется это озеро Домаха. Вообще-то здесь два озера с таким названием и расположены они рядом. Можно следовать дальше по лесной, еле заметной тропинке и оказаться между этими озерами. Так мы и сделали.

Двигаясь в южном направлении, мы нашли несколько удобных выходов к озерам и сделали свои съемки, полюбовались красотой водной стихии. Видели множество птиц: уток, цапель, чаек. По дороге нам попадались упавшие деревья, лежащие прямо поперек тропинки и преграждающие путь.

Остров Хортица. Плавневые луга Остров Хортица. Озеро Домаха

В одном месте вся тропинка и окружающая территория была истоптана и изрыта кабанами. В грязи были оставлены сотни следов кабаньими копытами. Дальше идти было уже боязно, но мы пошли. Природа здесь красиво-однообразная, характерная для плавней. На тропинке стали попадаться змеи. Они быстро уползали из под ног и скрывались в воде. Но чем дальше мы углублялись в плавни, тем менее пугливыми были эти гады. Нам уже приходилось внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гадюку.

В конце концов мы уперлись в водную преграду. Дальше пути не было. Дальше открывался мир озер и проток.

Остров Хортица. Плавни. Каменная баба Остров Хортица. Озеро Домаха.

Остров Хортица. Озеро Домаха 2 Остров Хортица. Озеро Домаха. Лилии на воде

Эх, хорошо бы еще поплавать на лодке по водным просторам Хортицких .плавней! Но это дело будущих наших путешествий. Сегодня же мы, довольно усталые и удовлетворенные увиденным, должны были возвращаться назад.

Обратный путь был уже знаком и понятен. Мы быстро вышли из плавней на дорогу и, чтобы не повторяться, решили вернуться назад по западному берегу Хортицы.

Остров Хортица. Плавневый лесДолжен сказать, что к этому времени мы уже натопали около 20 километров и сильно устали. Так что, берег Днепра, к которому мы вышли в районе базы отдыха ЗГУ, стал для нас наградой за долгое, насыщенное впечатлениями, путешествие. Мы упали на горячий песок и в течение часа отлеживались, отдыхая перед обратной дорогой. В Днепре можно было искупаться и освежиться. Правда, водное прибрежное пространство сильно заросло водорослями, и выходить на чистую воду было не очень приятно.

Отдохнув, как следует, мы оделись и отправились в обратный путь. Вдоль западного берега Хортицы есть тропинки, которые и привели нас к мосту Преображенского.

Последние метры до остановки городского транспорта мы еле ползли. Ноги не хотели слушаться, и только стремление поскорее добраться до дома толкало нас вперед. (Совет последователям: для такого похода нужно быть достаточно тренированным и обязательно надеть удобную обувь. Тем же, кто не готов к пешему походу на большие расстояния, можно воспользоваться автомобильным транспортом, такси, велосипедом, мотоциклом и т.п., и добраться до плавней по автомобильной дороге от остановки "ЦИМЕЖ".)

Прошел еще один день, посвященный легендарному острову Хортице. Мы прикоснулись к новой странице исторического и природного богатства этой жемчужины - одного из семи чудес Украины. Для тех, кому интересна история, география, флора и фауна нашего края, такое путешествие просто необходимо.